Детский сад №2, город Кингисепп
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, или фольклорного произведения. Участие в игре, которая имеет коллективный характер, и создает условия для развития чувства партнерства, а так же является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Помимо этого она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт нам возможность успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, или их заместители. А ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и т.д. В этих играх ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме. Таким образом, виды театрализованных игр в процессе изучения литературных произведений многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Среди театрализованных игр особое место занимает игра-драматизация. Это своеобразный вид игровой деятельности, источником для которой служат литературные произведения. Игра-драматизация деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, на что я обращаю большое внимание. Для этого изготовила различные виды театров, дидактические игры, оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных игр со словами, подвижных игр со словами, также подобрала занимательный материал, направленный на развитие речи детей. Оборудовала в группе центр театрализованной деятельности: оформила театрализованный уголок, где сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа кукольного, теневого театров, кроме этого имеются мини-костюмерная. Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время я работаю над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом изображать прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее я интересуюсь, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предлагаю разыграть его в театрализованной деятельности. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе я уделяю работе над ролью и предлагаю проводить ее следующим образом: 1) кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читать литературное произведение; 2) проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль; 3) после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей. 4) подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.). Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми я использую следующие приемы. Вначале уделяю внимание подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делим героев на две, три и более подгруппы. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы предлагаю продемонстрировать движение своих персонажей. Работу маленького актера над собой я рекомендую осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре. 1.Упражнения на напряжения мышц: рубить дрова; волочить тяжелый ящик; нести очень тяжелый чемодан; дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п. 2.Упражнение на расслабление мышц: заснуть на стуле; сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п 3.Упражнения на развитие воображения: передавать друг другу веревку, представляя, что это змея; передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»; передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это. Работа с педагогами и родителями Работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, музыкальным работником, старшим воспитателем и родителями. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Старший воспитатель дает ценные советы, необходимые указания и рекомендации по данной теме. Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Используемая литература: М.Д. Маханева. «Театрализованные занятия в детском саду». . А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». . Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду». 12 января 2019 в 19:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.